Магистерские программы
НАПРАВЛЕНИЕ 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
- Общая характеристика направления 40.04.01 «Юриспруденция»
Квалификация выпускника – юрист (магистр юриспруденции).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» – 2 года для очной формы обучения и 2 года 5 месяцев для заочной формы обучения.
Цель (миссия) ООП магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция»
Целью разработки ООП по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Программа и структура курсов определяется рассмотрением положений, относящихся к теории уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминологии и других, и их влиянию на уголовную политику.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения дисциплин на основе комплексного и системного подхода к учебному процессу решаются следующие задачи:
а) образовательная - усвоение обучаемыми базовых понятий концепцийв теории уголовного права, формирование четкого представления о проблемах правоприменительной практики и выработка путей совершенствования уголовного законодательства;
б) практическая - возможность использования теоретических знаний на практике, умение правильно оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- предложить проект совершенствования отдельных положений законодательства;
в) воспитательная - формирование научного мировоззрения, выработка убеждения в необходимости законного поведения.
В результате обучения магистры должны:
знать:
- основные проблемные вопросы теории и практики уголовного судопроизводства, уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии;
- законодательный механизм правового регулирования и реализации уголовной ответственности и предупреждения преступности,судебной защиты прав личности в уголовном судопроизводстве;
- состояние преступности, ее причинный комплекс;
- реальные средства, которыми располагает общество для предупреждения преступности.
- полномочия отдельных участников уголовного судопроизводства, участвующих в уголовном процессе;
- содержание процессуальных коллизий в уголовно-процессуальном и ином законодательстве;
- методы устранения процессуальных коллизий;
- научные положения раздела криминалистической техники;
- технико- и тактико-криминалистические средства и методы, используемые при производстве следственных, процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления;
- основы использования компьютерной техники и компьютерных программ для расследования и раскрытия преступлений.
уметь:
- применять полученные в процессе изучения дисциплин знания для понимания закономерностей развития уголовного законодательства, для использования в процессе правотворчества, в правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской в педагогической деятельности.
- применять полученные в процессе изучения дисциплины знания на практике;
- системно толковать правовые нормы уголовно-процессуального законодательства;
- оценивать юридическую силу нормативно-правового акта;
- самостоятельно изучать новые нормы уголовно-процессуального права, научную литературу, материалы периодической печати, относящиеся к процессу доказывания, и делать соответствующие правильные выводы, используя их в целях развития своего профессионализма;
- выявлять следы преступления;
- профессионально формулировать вопросы при назначении судебных экспертиз;
- анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта и специалиста.
владеть:
- методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития уголовной политики, норм уголовного права и развития норм уголовно-процессуального права и научной литературы, материалов периодической печати, относящиеся к уголовно-процессуальному законодательству,к уголовному законодательству и предупреждению преступности, регулирующих деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступности, и делать соответствующие правильные выводы, используя их в целях развития своего профессионализма.
- Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения программы специализированной подготовки магистра по направлению 40.04.01 «Юриспруденция»
2.1. Наличие высшего профессионального образования определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Успешная сдача вступительного испытания.
- Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
3.2.Объектами профессиональной деятельностимагистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Магистр по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов;
правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;
правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций;
научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.
3.5. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурные компетенции (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
способен разрабатывать нормативные акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способен принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способен квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способен организовывать и проводить педагогические исследовании (ПК-14);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).